Поиск

Академия Семейной жизни > Факультет психологии > Детско-родительские отношения

Детско-родительские отношения


Типы детско-родительских отношений

vmestepogizni.ru

Типы детско-родительских отношений

Детская психология выделяет 3 основных типа отношений родителей и их детей:

1.Тип излишней вовлечённости (авторитарный контроль)

2.Тип излишней отстраненности (эмоциональное отвержение)

3.Оптимальный тип

Тип излишней вовлечённости

Неумеренная родительская любовь, чрезмерные опёка и участие в делах и жизни ребёнка и, даже, проникновение в его внутренний мир. В этом случае эго ребенка как бы »растворяется», становится нечетким. Родители стремятся реализовать те только все потребности ребёнка, но и предугадать и исполнить его желания, часто ещё не оформившиеся. Они прощают малышу всё, думают и делают вместо него. Ребенок растет несамостоятельным и инфантильным, понятия «можно-нельзя», »хорошо-плохо» ему не понятны. Гиперопека фиксирует существующие у ребенка трудности развития и может породить проблемы у психически и физически здорового ребенка. Возведя вокруг своего ребёнка стену из любви, заботы и помощи, такие родители тормозят процесс понимания и развитие многих навыков, а также не происходит усвоение им норм поведения в обществе. Такой ребенок живет в иллюзорном мире, не ведая ни труда, ни забот, постепенно становясь эгоистичным и беспомощным. При поступлении в школу, прежде всего, обнаружат себя сложности в волевой и эмоциональной сферах. Возможно дальнейшую жизнь в эмоциональном плане он посвятит поиску родителя-волшебника, а пока Ваше дитя просто капризничает.

Тип излишней отстраненности

Этот тип отношений характеризуют: пренебрежение к ребенку, нежелание считаться с его особенностями и полное отсутствие внимания к нему, что, естественно, оказывает вредное влияние и на развитие личности ребенка. Ребенка либо жестко контролируют, либо наоборот, не обращают на него внимания. Природные качества не подкрепляются или подавляются. Не получая возможности проявиться и развиться, эти качества могут приобрести отрицательную направленность: упорство перейдёт в упрямство, живость и активность в неустойчивость, неспешность и осторожность в пассивность. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, воспитывающийся в условиях эмоционального отвержения, имеет мало возможностей для формирования самоуважения, теплых и дружественных отношения с другими людьми и устойчивого положительного образа «Я». Отсутствие позитивного опыта взаимодействия со старшими близкими приводит к тому, что такие дети «варятся в собственном соку», закрепляя эмоциональный опыт, сложившийся на основе детских реакций. В итоге — низкая самооценка и самоуничтожение личности ребёнка. И как следствие такого типа семейных отношений – крайнее неуважение к личности другого человека.

Оптимальный тип детско-родительских отношений

Для него характерно полное взаимное доверие между родителем и ребенком, возможность диалога в любых жизненных затруднениях. При этом условии положительные качества ребенка усиливаются, а отрицательные преодолеваются или приобретают более допустимые формы. В отношениях присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого — полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей как ребёнка, так и взрослого. В этом случае личность ребенка (в плане его самооценки и представлений о самом себе) развивается нормально, а процесс воспитания ребёнка родителем облегчается.

Выделяются 4 принципа, которые стоит учитывать при реализации оптимального типа детско-родительских отношений:

- принцип равенства. Взаимоотношения должны поддерживаться на уровне партнёрства, ведь «ребёнок – это не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым, способностью принимать и понимать других» (В.Каган);

- принцип добровольности, как отсутствие насилия над личностью другого человека;

- принцип открытости и искренности. Важно уметь признавать свои ошибки и быть честными. Дети особенно остро чувствуют фальшь;

- принцип взаимного уважения друг к другу.

«Любовь, принятие, уважение, понимание которые родители заложат в своё дитя в первые пять лет, он пронесет по жизни. Как, правило, такой человек вырастает жизнестойким и оптимистичным. Дарите любовь своим детям, ее много не бывает. Потребность в родительской любви не только самая сильная из всех человеческих потребностей, но и самая длительная. Пройдут увлечения, отзвучат некогда потрясавшие нашу жизнь страсти, минут многие привязанности, но любовь к родителям и необходимость ответной любви остается с нами до конца наших дней». (А.С.Спиваковская)

Стригина М.В.

В этой статье я расскажу Вам о системе детско-родительских отношений

Понравилась публикация!?Поделитесь информацией с друзьями в:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Related posts:

  1. Как наладить отношения с мамой?
  2. Факультет психологии
Понравилась публикация !? Хотите получать новые прямо в свой почтовый ящик ? Нет ничего проще !
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

10 комментариев к записи “Детско-родительские отношения”

  1. Я очень надеюсь, что иду правильным путем, что бы выстроить оптимальный тип отношений. Хотя временами это очень непросто.

  2. Когда родилась дочка читала много психологической литературы о взаимоотношениях родителей и детей.Стараюсь.Подружки моей дочери завидуют,что у нее такая мама.Я очень рада и продолжаю работать над собой и заниматься самообразованием.

  3. Золотая середина — само то

  4. Проблема отношений родителей и детей это извечная тема, можно попытаться прийти к оптимальному типу, но все равно она останется на горизонте. И будет то ближе к вам, то дальше.

  5. Крайности всегда и во всем чреваты и не прводят к положительным результатам. Самые эффективные взаимотношения -это действительно партнерские. И чем раньше мы увидим в ребенке личность со своим внутренним миром, тем лучше и для ребенка и для нас.
    Я счастлива, что я это поняла хоть и не сразу, но у меня очень дружеские и искренние отношения с уже взрослыми сыновьями

  6. У Вас много полезной информации. Дать ребёнку хорошое воспитание не так просто, нужно прививать уважение к себе и уверенность. Спасибо! Буду заходить к Вам в гости)

  7. Reading posts like this make srfnuig such a pleasure

  8. Алевтина:

    Подскажите пожалуйста автора детской психологии,из которой взят данный тип детско-родительских отношений.

Оставить комментарий

Все права защищены © 2012 Вместе По Жизни. Академия Семейной Жизни.
Thanx: