Поиск

Академия Семейной жизни > Факультет психологии > Факультет психологии

Факультет психологии


О СИСТЕМЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Приходилось ли Вам задумываться когда-нибудь, чем отличаются детско-родительские отношения от просто отношений, о которых психологи говорят «межличностные»? Какие именно отношения мы называем детско-родительскими и почему это словосочетание употребляется не только в отношении детей и их родителей?
Определение любых отношений в словарях объединяются едиными критериями: взаимность, связь, взаимное воздействие и совместная деятельность, переживания и ожидания, восприятие и оценка друг друга. Однако, как часто нам всем удаётся поддерживать внутри семьи равновесие позиций и интересов сторон взаимодействия или хотя бы сознательно стремиться к этому?
Известно, что самое близкое окружение и, в частности, семья оказывает огромное влияние на развитие личности формирующегося человека, в лице родителей и ближних взрослых. Сложившаяся система отношений в семье продолжает оказывать свое воздействие даже после того, как ребёнок покидает свои родные пенаты, временно уезжая на учёбу или каникулы. Повзрослевший человек испытывает влияние детско-родительских отношений и в процессе всей своей жизни. Форма выражения и прикладная функция этих отношений со временем может меняться. Однако их значимость остается постоянно высокой. Дети, лишенные возможности непосредственно и постоянно участвовать в жизни первичной малой группы, состоящей из родных и близких им людей, не получают естественного эмоционального жизненного опыта.
Семья для взрослых и детей представляет совершенно разные реальности. Для ребенка семья, в которой он растёт, является данностью, которую он не выбирает, но которая определяет и закладывает базовые основы отношений между людьми. Взрослый же человек обычно самостоятельно создаёт свою семью, имея возможность принимать сознательное решение о том, с какими людьми ему жить и в каких отношениях.
Попробуйте представить себя и своих ближних родственников. Какие эмоции и чувства у Вас возникают по отношению к ним, и, о каком их чувстве можно предположить в отношении Вас. На протяжении Вашей жизни, какие эмоции и чувства вызывают у Вас Ваши родители? А Ваши дети? Возможно, это тепло, радость, чувство надёжности и безопасности, удовольствие и гордость. Или по-другому: раздражение, злость и зависимость, разочарование, чувство беспомощности и гнев. Как часто похожие эмоции Вы переносите на других, ещё не близких Вам людей, с которыми у Вас есть или могли бы быть отношения?
Отечественные психологи выделяют наиболее существенные характеристики гармоничных детско — родительских отношений:
Во-первых, это удовлетворение базовых потребностей ребёнка в системе детско — родительских отношений: потребность в безопасности и эмоциональной близости с другими людьми; удовлетворение потребностей, возникающих в процессе детско — родительского взаимодействия: принятие и признание индивидуальности ребёнка, сохранение ребёнком своего «Я» как автономной реальности.
Во-вторых, важен достаточный уровень осознания родителями индивидуальных особенностей ребёнка, понимание их психофизиологической, психологической и социально — психологической природы.
И в-третьих, сознательная и ответственная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия адекватного индивидуальным особенностям развития ребёнка.
Все эти качественные характеристики и условия детско — родительских отношений определяют содержание взаимодействия родителя и ребёнка. Базовой характеристикой эффективных отношений выступает эмоциональная поддержка.
Детско-родительские отношения — двусторонний процесс взаимоотношений, в котором принимают участие 2 субъекта — родитель и ребенок. Это отношение формирует образы друг друга: как у родителя — образ его ребенка, так и у ребенка — образ его родителя.
Система детско — родительских отношений имеет особое значение для развития любого человека и решения жизненно важных задач, а также для совладания с трудными жизненными ситуациями.

В период своего взросления ребенок переживает ряд возрастных кризисов и каждый родитель должен знать и учитывать эти особенности, иначе сложно будет понять, что происходит с ребенком, почему именно так, а не иначе ведет он себя в том или ином периоде.
Опыт, обретаемый нашими детьми в семейных отношениях, имеет тенденцию многократно отражаться и повторяться в дальнейшей жизни, уже в других отношениях, других обстоятельствах и с другими людьми. Бывает, что межличностные отношения не приносят удовлетворения, и о причинах этого мы смутно догадываемся, вспоминая своё собственное детство. Детство наших детей – это пространство нашей ответственности и творчества, плюс к этому источник радости и благодарности
Стригина М.В.

В следующей статье я расскажу о типах детско-родительских отношений.

Понравилась публикация!?Поделитесь информацией с друзьями в:

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

No related posts.

Понравилась публикация !? Хотите получать новые прямо в свой почтовый ящик ? Нет ничего проще !
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

8 комментариев к записи “Факультет психологии”

  1. Спасибо за содержательную статью — интересно читается — много полезного.

  2. Хорошее Вы дело задумали в помощь родителям, детям!

  3. Психология — это знать необходимо. Спасибо за сайт.

  4. У вас очень интересный и хорошо построенный сайт.Психология очень увлекательна и основы ее необходимы каждому.

  5. Для малыша самыми главными людьми являются его родители.От того, как будет развиваться ребенок, что он от них возьмет, чему его научат мама и папа, чего добьются от него запретами или пониманием. Как сложатся их отношения, таким и будет наше общество. Толерантным или неприязненным.

  6. Думаю психологию нужно преподавать уже в школе. А у нас даже в институтах ее преподают только по профилю. Многим семьям приходиться учиться на собственных ошибках и доходить до всего опытным путем, к сожалению.

  7. А есть у вас статья, как вытащить из длительной депрессии жену, мать шестерых детей? Причём у нас есть и деньги, и вещи, но она запустила себя, разленилась и т.п. Всё время жалуется на жизнь. Найти ей замену, чтобы она поехала куда-нибудь? Нанять домработницу? Спасибо.

  8. Как все правильно здесь написано. Гармоничные отношения — этого так непросто достичь, и так сложно их сохранить. Насколько мудрыми должны быть родители.

Оставить комментарий

Все права защищены © 2012 Вместе По Жизни. Академия Семейной Жизни.
Thanx: